АРАБСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ С VIII
по XII в. большое количество психологических исследований
проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение,
имел следующий факт: арабские ученые
настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских
концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. В то время
в халифате, который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены
не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и
проведение естественно-научных исследований, в том числе изучение работы
органов чувств и мозга. Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области
психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам
восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории
психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из |законов
оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.
За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по
законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс
определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым
оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает
восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д. Не
ограничиваясь общими соображениями о зависимости явлений от физических
(оптических) факторов и законов, Ибн аль- Хайсам экспериментально изучил такие
важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при
этом эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что для полноценного
восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зрительных осей.
Благодаря этому организм автоматически
производит операции, которые представляют своего рода суждения о
местонахождении воспринимаемых вещей, их отдаленности от человека, их
соотношении между собой. В том случае,
если воздействие предметов было кратковременным, глаз успевает
правильно воспринять только уже знакомые человеку объекты, оставившие следы в
нервной системе. Если же следы былых впечатлений еще не накопились, то законов
оптики недостаточно для того, чтобы объяснить, как возникают впечатления об
окружающем мире. Эти законы следует объединить с законами, по которым
работает нервная система. Большое
значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя
- Ибн Сины (латинизированное
имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в
истории медицины. Его учение
сложилось в эпоху социально-экономического расцвёта Халифата, огромной империи
от Индии до Пиренеев, которая образовалась в результате арабских завоеваний.
Культура этого государства впитала достижения многих населявших его народов, а
также эллинов, индусов, китайцев. Ибн Сина
был энциклопедистом, его творчество не ограничивалось медициной и психологией,
но наибольших достижений он достиг именно в этих областях. В своих
философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая
имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в
средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее
изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией
открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных
постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что
существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание.
Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией,
имеет право на собственную область исследований и на собственные методы
изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе -
религиозно-философское и естественно-научное. Изучая
процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее,
которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других,
единичное - то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть
во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются
предметом исследования разных наук. Исходя из этого, Ученый и доказывал, что
медицина и психология имеют особый Предмет. Философия исследует сущее,
множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают
конкретное, единичное. Обобщенное
знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ и их
проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина, было изложено в
трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки». Этот трактат на протяжении нескольких
столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах Западной Европы
(начиная с XII в., когда он был переведен на латинский язык). В Европе
этот трактат затмил труды великих врачей древности Гиппократа и Галена. Уже
одно это говорит о том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о функциях
организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил свое учение новыми
сведениями и обобщениями. Следует иметь в виду, что под медициной тогда
понималась не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения,
которые в дальнейшем стали относить к таким дисциплинам, как химия, ботаника,
астрономия, география и др. И конечно, все эти дисциплины содержали эмпирические знания, умело обобщенные Ибн Синой в
«психологическую картину человека». Положение
Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось
чувствительности организма, его способности реагировать на внешние
раздражения, а также его эмоциональных состояний. Познание функций души было
направлено на познание материального, органического тела, доступного
чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и
т.д. Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из практического изучения простейших реакций организма. Он учил, что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. Во всех
случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых
исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между
физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные
возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно
посредством воспитания учил он, осуществляется воздействие психики на организм,
так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этого
организма изменять в определенном направлении. Особое место отводилось чувствам,
аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты
же возникают обычно при общении с родителями,
при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или
иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его
психофизиологических функций. Нельзя не
обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о
способности регулировать внутренние психические состояния человека путем
воздействия на его внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического
(как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась
Ибн Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта.
Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный
психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из-за
нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в
современной науке называется ассоциативным
экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект,
препятствующий приему пищи. Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил
изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали
одинаковую пищу. Но один питался в нормальных
условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на
пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб.
Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому
опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в
пище - с одной стороны, страх - с
другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины ..зачатки экспериментальной психофизиологии
эмоциональных состояний. Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизированное
имя - Аверроэс, 1126-1198) жил в Испании, а затем в Марокко, где занимал
должность судьи и придворного врача. Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям
Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения,
которое оказало большое влияние на западноевропейскую
мысль эпохи Средневековья. Особо отметим мысль Ибн Рушда о том, что
религию можно рассматривать как верование,
содержащее в иносказательной форме философскую истину. Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать
неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами,
мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи
врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов
чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной
системы. Главный
вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная
душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул
необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум
сохраняется После распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека Мир
вечен и движется по собственным законам, которые можно логически объяснять.
Возможно и опытное исследование природы вещей, в том числе души человека, и
каждый обладает способностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальных
способностей, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что возможности
человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей
правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению,
познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Таким
образом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и
души было одним из важнейших положений
теории Ибн Рушда и стал объектом критики со стороны теологов. Он также
подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Как солнце воздействует на
глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд,
воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их
актуализации, осознания необходимы определенные: условия, в частности познавательная
мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии:
Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002. - 544с. |
|