ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Демокрит, Аристотель, Платон, Сократ
–величайшие умы древности спорили над ПРИРОДОЙ ДУШИ. Поэтому совершенно справедливо считать,
что психология, как самостоятельная наука, появилась на фундаменте философии. Демокрит (460 —370гг. до н.э.): душа — это
материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и
очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить
физическими и даже механическими причинами.
Душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы
приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно
«истекающими» от предмето в. Материализм Демокрита носил наивный механистический
характер. Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Трактат «О душе»
— первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков
оставалось главным руководством по психологии. Аристотель - основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то. «...Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного
тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия;
стало быть, душа есть энтелехия такого тела». «Если бы глаз был живых существом, то душой
его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его
бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. Платон (427 — 347 гг. до н. э.). -
родоначальник объективного идеализма –
все его произведения были написаны в форме диалогов, где главное
действующее лицо —Сократ. Так как Платон был его учеником. Поэтому, в текстах
Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов. В своих
текстах Платон высказывает взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию;
она существует на первом ряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное,
божественное, вечное. Тело — первое начало зримое, низменное, преходящее,
тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. По Платону, мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей — идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей. Сократ (470 — 399 гг. до н. э.). проповедовал собственные взгляды устно, в легкой доступной форме в виде бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и общался с людьми: горожане, рыночные торговцы, философы, собственные ученики. Известен тем, что высказывался против появления письменности. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические
выводы. Философа интересовали не только абстрактные темы, но и вполне жизненные моменты, а так как его собеседниками были иногда и знатные афиняне, политические деятели. Сократ донимал всех неудобными вопросами, показывал их недостатки, разоблачал образ их жизни. Все закончилось тем, что он был приговорен к смерти афинским судом за свою философскую деятельность, из-за которой нажил много врагов. Сократ отказывается от защиты. Он рассматривает суд как еще одну прекрасную возможность побеседовать с афинянами. Вместо того чтобы защитить себя, он объясняет им снова и снова на примере их и своей жизни, как следует себя вести. После объявления смертного приговора Сократ обращается к афинянам с последней просьбой: когда подрастут его сыновья, последить за ними, и если они увидят, что сыновья ведут недостойный образ жизни, поступать с ними так, как поступал он с жителями Афин, — указывать им на их недостатки, стыдить за недостойный образ жизни и призывать к жизни добродетельной. Вот так своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и на ее назначение. И может быть именно из-за этого они произвели огромное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.
Рене Декарт (1596
— 1650). Латинский вариант его имени — Ренатус Картезиус, отсюда — термины:
«картезианская философия», «картезианская интуиция» и т. п. Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Математика, алгебра, аналитическая геометрия – дисциплины, которые блестяще изучил философ. Декарт, утверждал что математический способ мышления должен быть положен в основу любой науки. Декарт - родоначальник рационалистической философии. Согласно его учению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения. Это основной догмат Декарта, из которого стала исходить
психология конца XIX в. Первое, что человек
обнаруживает в себе,— это его собственное сознание. Существование
сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии
состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.
Поэтому, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим
предметом сознание.
|
|