Аналитическая психология
Юнга Швейцарский
психолог К.Г.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане он открыл собственную психологическую и
психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми
работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало
решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и последователем.
Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия,
примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного,
так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и
самое высокое в личности может быть бессознательным».
Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной
психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее
значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд
считал, что символы, используемые человеком,
замещают другие, вытесненные предметы
и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно
употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является
самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но
отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный
момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против
символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом,
считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его
бессознательного.
Определенные расхождения существовали и
по вопросу психокоррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.
е. он придерживался концепции директивной терапии. В то же время Юнг,
хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса психотерапии,
считал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем,
особенно в последней фазе терапии, которую он называл трансформацией.
Окончательный
разрыв между ними произошел в 1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу
«Символы трансформаций»- разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для
Юнга, но не мог отступить от тех положений, которые считал
важными для своей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что его
интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и
мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры,
обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его
открытий - существованию коллективного бессознательного. Его теория, названная
аналитической психологией, изложена им в книгах «Психологические типы»
(1921), «Избранные труды по аналитической
психологии» (1939), «Подход к
бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших
Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структура личности
состоит из трех частей - коллективного
бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное
бессознательное и сознание представляют
собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное
бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое
наследство, с которым ребенок появляется на свет.
Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в
минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное
- как воздух, которым дышат все и который не
Содержание коллективного бессознательного
состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих
психологический опыт индивида. Юнг
часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с
мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают
не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе
мифологии народа, его религии, определяя
психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов
культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психикичеловека.
Основными архетипами индивидуальной
психики Юнг считал Эго, Персону, Тень,
Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона Легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые
с трудом рефлексируются самим человеком.
Эго является центральным элементом
личного сознания, оно как бы. собирает
разрозненные данные личного опыта в единое целое, Формируя из них целостное и
осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится
противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается
убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона - это та часть нашей личности,
которую мы показываем миру, какими мы
хотим быть в глазах других людей. Персона включает
в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы
выражения. Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу
личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека,
развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает
человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от
любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в
общении, особенно с незнакомыми людьми.
Тень представляет собой центр личного бессознательного. Как
Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует,
систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом,
содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не
совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует
Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в
бессознательное все большее количество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и
Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг
считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в
центр личности, делал центром своих исследований именно ее содержание. В то же
время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так
как она - законная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как
и без других частей души. Самое вредное, с
его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время
как внимательное отношение к ней,
стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой
обращения с Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.
Анима (у мужчины) или Анимус (у
женщины) - это те части души, которые
отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их
развитие большое влияние оказывают родители
(мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует
поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых
образов в душе человека.
Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный
архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части,
это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что
он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг
другу но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития
личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь,
становится все более свободной в своем выражении и самопознании.
Идеи о необходимости сохранения
целостности и индивидуализации при развитии личности развивались Юнгом уже в
50-60-е годы под влиянием новых тенденций в
понимании личности, в том числе в русле гуманистической психологии. К
этому же времени относятся его положения о
роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая
трансформация некоторых положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале
века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал открытость
своей концепции для всего нового, в отличие от ортодоксальности теории Фрейда.
Исходя из структуры души, Юнг создал свою
типологию личности, выделив два типа - экстравертов
и интровертов. Интроверты в процессе индивидуализации
обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение
на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты,
наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем
мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным
образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность
представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не
меньшая опасность таится в потере себя. В
своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время
как интроверты - фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостности
личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего
влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим
кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких
им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы,
не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем.
Общение с широким кругом незнакомых и плохо
знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который
исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию
поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо
просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот,
раскрывается, верх берет его
экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, он - мягкий,
заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы
ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра и
интровертов он, в частности, упоминал
известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к
типичным экстравертам, а Достоевского - к интровертам.
Типология Юнга базируется на двух
основаниях - доминировании экстра - интровертности
и развитии четырех основных психических процессов: мышления,
чувствования, интуиции и ощущений каждого человека, утверждал Юнг, доминирует
тот или иной процесс, который в сочетании с
интро или экстраверсией индивидуализирует
путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование
альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на
логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы,
идеалы порядок и системность в поведении.
Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на
эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление и
чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то
ощущение и интуиция характеризуют,
скорее, способы получения информации, и
люди, у которых доминируют эти типы психических процессов, более
созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт,
и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в
то время как интуитивные типы - на прошлую или будущую. Для них то, что возможно,
важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в
каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй
функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих
функций, тем более бессознательными и дополняющими - остальные функции.
Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые
ему, но и как прямо враждебные. Хотя главным содержанием души Юнг считал
ее бессознательные структуры, он не только
не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень
важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания
себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.
Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходимость
отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интерпретации. Его анализ
символов и их возможной интерпретации -одно из значительных достижений теории
Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может
воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и
в этом -еще одно достоинство его теории. Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии:
Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002. - 544с.
|
|