Развитие немецкой
психологии Особое место в развитии психологической
науки XVIII в. занимала немецкая психология. Доминирующими в ней
оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех
познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души. Высокий
авторитет Лейбница, заложившего эти идеи, оставался незыблемым, а его взгляды
получили развитие в трудах Христиана Вольфа (1679-1754). Изучив в Йене математику, философию и
богословие, Вольф обеспечил себе в Вольфу принадлежит заслуга разработки
немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само
слово «психология», как уже говорилось выше, стало в Европе общеизвестным после
выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология»
(1732) и «Рациональная психология» (1734). На долю первой выпало
описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рациональной же психологией
была поставлена задача путем дедукции выводить явления психической жизни из
сущности и природы души. Для объяснения выдвигалось понятие о способности. Вольф является автором теории, получившей
название «психология способностей». Позитивная роль этой теории обусловлена
тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различным психическим
качествам человека. Ведущими положениями психологии способностей были
рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души.
Спонтанная, не зависящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе
активность становится ее главной характеристикой, которая придает активность и
всем душевным процессам, прежде всего процессам познания. Способности, о которых писал Вольф,
рассматривались им как проявления этой активности, причем главной считалась
способность представления, выступающая в виде познания и желания. Вслед за
Лейбницем Вольф писал о том, что душа развивает заложенные в ней образы вещей:
смутные - на уровне чувственного познания, ясные и отчетливые - на уровне
разума. Однако эти представления не статичны, с каждым представлением, считал Вольф, сопряжено стремление. Если с представлением
объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это
представление. При мысли о неудовольствии возникает противоположное
стремление. Вольф педантично описал различные классы
психических явлений, разделив их на иерархически расположенные группы. Возникал
своеобразный «анатомический театр человеческой души» - для каждой из групп
предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание. В учении о способностях отразились
достижения западноевропейской психологии, связанные со стремлением построить
объективную психологию, подобную физике Ньютона, найти разумное обоснование
всех психических процессов. Вольф полагал, что мозговые процессы,
коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют
желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном ряду как бы выстраивается
нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Эти
ряды неразрывно связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был
выдвинут Лейбницем, преемником которого считал себя Вольф. Однако Лейбниц в
соотношении души и тела видел лишь частный случай взаимосвязи монад во
Вселенной, Вольф же соотносит психические и физические процессы внутри самой
монады. Тем самым душа-монада отделялась от Вселенной и получала в качестве
коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единичное тело. Так
психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в
целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (вопрос об отношении
психических явлений к мозгу). Однако главным объектом критики стало в
дальнейшем учение Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Аристотеля
о потенциальном и актуальном знании. Но у Аристотеля актуализация способностей
была связана с усвоением внешних по отношению к этой способности объектов, от
которых она неотделима. У Вольфа же представления об объектах суть
самопорождения нематериальной сущности. При отделении способности от реального
взаимодействия организма с объектом она неизбежно становится самостоятельной,
ничем не обусловленной силой. Из научного понятия она превращается в
мифическое, с чем боролись и Лейбниц, и сам Вольф. Но, отвергая понятие о способностях,
которое было подвергнуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая
психология оставляла в, неприкосновенности другую идею Вольфа - о спонтанной
активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир
представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница
через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту,
писавшему о апперцептивной активности души, я являющейся основой
высших психических функций. В трудах И. Канта
(1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие апперцептивной
(спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших
до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Распространив механическое
понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя из
законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под
действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому
нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса
восприятия. Такой подход позволял объяснить, каким
образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных
предметов, так как звук или тактильное
прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Однако такие
понятия, как время или пространство, так же как и другие отвлеченные представления, не имеющие непосредственной связи с
внешними воздействиями, оказывались
вне этого закона и не могли быть объяснены как результат обобщения
данных чувственных впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании
априорных знаний. Все познаваемое (как внешние предметы,
так и внутренние переживания) ученый
разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в
себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для
познания вообще, так как другого пути, кроме опытного, Кант, как и все
сенсуалисты, не признавал. Истинное познание явлений происходит главным образом
при экспериментальном исследовании, которое более точно и достоверно, чем
обычное наблюдение. Развив эти мысли, высказанные еще Бэконом, Кант пришел к
выводу об ограниченности данных, которыми располагает психология. Он связывал
это с тем, что в психологии, в отличие от естествознания, невозможно
экспериментальное исследование. Кроме того, данные естествознания обобщаются и
приобретают большую достоверность благодаря математике, психические же факты,
существующие в неповторимом потоке времени, нельзя подвести под строгие математические
законы. Исходя из этого Кант пришел к тому же выводу, что и Юм, - психология,
хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и
достоверной. Наблюдая и анализируя разные сферы психического - познание, волю
и чувство, психология вооружает человека определенными знаниями, которые он
может использовать в реальной жизни. Предназначение психологии - описание
проявлений психической жизни, но не их объяснение. Такой подход к месту психологии в системе
наук продолжался почти столетие. Он же
стимулировал в XIX в. поиски объективных способов исследования психики, которые и привели к
появлению экспериментальной психологии, а
также к ориентации на естествознание, имеющее статус точной науки. Вещи в себе, которые
не доступны исследованию, представляют собой
то самое априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на
чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти
априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов,
например понятия «Я», которое невозможно вывести только из данных рефлексии. Спонтанная активность души, также не
постигаемая чувством, не только позволяет понять многие вещи, но и
структурирует, упорядочивает тот опыт, который человек получает благодаря
ощущениям. Так в теории Канта появляется понятие трансцендентальной
апперцепции, т. е. психической активности, благодаря которой человек
осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие трансцендентальной
апперцепции в несколько модифицированном варианте заняло в дальнейшем достойное
место во многих психологических концепциях. Важное значение для психологии имели и
работы Канта, связанные с изучением морального развития человека. Говоря о
достижениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две вещи
остаются загадочными и непостижимыми - это звездное небо над головой и
моральный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный
Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя
рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход
не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и
переживаниями, но и ставит перед человеком задачу соответствовать своему
высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех
людей этический закон, которому они должны следовать не из стремления к
выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший
название морального императива, гласил, что человек должен поступать
всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими. Работы Вольфа и Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница, стимулировали исследование важных
для психологии проблем (индивидуальных особенностей, природы активности
человека, формирования у него целостной картины мира и себя), закладывая в то
же время и особый характер подхода к этим проблемам в немецкой психологии.
Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 544с |
|