Статьи психолога Березиной Марианны Вольдемаровны

Начало

Причины возникновения невроза у детей и подростков

Причины подрастковой дезаптации

Конгинитивный стиль

Психопатии у подростков

Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения

Изучение творчества как деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной профессиональной и общественных сферах являются существенным ресурсом развития общества. Для диагностики познавательных процессов, и особенностей эмоциональной сферы учащихся средних и старших классов большой интерес представляют проективные методики: психодиагностическая методика швейцарского психиатра Германа Роршаха, основанная на истолковании испытуемым случайных форм, т.е. фигур, сформировавшихся случайным образом и методика «Пиктограммы» разработанная отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией.  Данные тесты используется в клинической практике, но особенно успешно можно применять их в системе образования педагогами-психологами.  Результаты обследования  позволяют исследовать структуру личности учащегося, особенности развития его познавательной сферы,  способность к креативности, что позволяет составить прогноз  дальнейшего обучения ребенка, поможет выявить и устранить причины, тормозящие творческий рост школьника. А также оказать помощь в выборе  профиля деятельности Статьи Березиной М.В.

Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения

Изучение творчества как деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной профессиональной и общественных сферах являются существенным ресурсом развития общества. Для диагностики познавательных процессов, и особенностей эмоциональной сферы учащихся средних и старших классов большой интерес представляют проективные методики: психодиагностическая методика швейцарского психиатра Германа Роршаха, основанная на истолковании испытуемым случайных форм, т.е. фигур, сформировавшихся случайным образом и методика «Пиктограммы» разработанная отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией. Данные тесты используется в клинической практике, но особенно успешно можно применять их в системе образования педагогами-психологами.  Результаты обследования  позволяют исследовать структуру личности учащегося, особенности развития его познавательной сферы,  способность к креативности, что позволяет составить прогноз  дальнейшего обучения ребенка, поможет выявить и устранить причины, тормозящие творческий рост школьника. А также оказать помощь в выборе  профиля деятельности.

БОЛЕЗНЬ  КАК  ПУТЬ. ПРАКТИКУМ  ПО  ПСИХОТЕРАПИИ  ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ  РАССТРОЙСТВ

Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам свидетельства своего граничащего с чудом могущества: фантастические методы диагностики с помощью современной аппаратуры, множество новых лекарственных средств, кстати, которые являются достаточно эффективными.  И, тем не менее, практикующие врачи часто сталкиваются с определенной категорией больных, которым традиционные методы лечения не помогают. Эти пациенты страдают психосоматическими  расстройствами. Такие больные жалуются на негативные побочные эффекты от приема лекарств, изменение симптоматики, а порой и просто отсутствие ожидаемого результата  лечения.  В результате они  предпочитают доверить свое здоровье не академической медицине, а знахарям, гомеопатам или психотерапевтам. В современном мире накопилась масса нетрадиционных подходов к лечению болезней: натуропатия, акупунктура, телесно-ориентированные практики, такие как йога, цигун, медитация. Всех их объединяет  общие стремление – не терять из виду человека в целом, рассматривать его как телесно-душевное единство. Таким образом, академическая  медицина иногда терпит фиаско из-за того, что не рассматривает человека в целом, из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем. Не учитывает фактора влияния эмоциональных переживаний, стрессовых ситуаций, условий жизни пациентов и их личностных особенностей. В рамках эзотерических концепций болезнь рассматривается как путь личности к саморазвитию, сигнал о назревших переменах, которые требуют поиска подходов к их разрешению через самопознание  и восстановление гармонии с окружающим миром. В современной академической медицине термин психосоматическое расстройство означает соматическое заболевание, которое вызвано психологическими факторами или проявления которого обострились в результате их воздействия.  Говоря о симптомах психосоматических расстройств, в первую очередь необходимо обратить внимание на  симптомы телесные, являющиеся на физиологическом уровне следствием реакции напряжения, которое в свою очередь возникает как реакция на психологический фактор – тревогу и фрустрацию. При этом психосоматические нарушения внутренних органов представляют собой неадаптивные проявления стрессовой готовности. Болевые ощущения тесно связаны с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности. Наиболее типичными соматическими проявлениями стресса (кратковременного, но интенсивного, либо затяжного) и накопленных не отреагированных отрицательных эмоций являются следующие.

      Мышечные проявления

      Болевые проявления

1. Боли в области сердца, возникающие вне связи с физической нагрузкой и имитирующие стенокардию.

2. Боли в области шеи и головы, особенно в затылочной области, или боли мигренозного характера, охватывающие половину головы; реже – в височной области или в области лица, имитирующие невралгию троичного нерва.

3.  Боли в области живота, имитирующие заболевания органов пищеварения. Боль в подложечной области имитирует язвенную болезнь желудка. Возникая в начале в связи с наплывами отрицательных эмоций, постепенно она может перерастать в действительный гастрит или язвенную болезнь – дистанция до неврогенного органического заболевания здесь довольно короткая (особенно если человек страдает заниженной самооценкой, занимается «самоедством»).

4.  Боль опоясывающего характера, отдающая в поясницу, часто имитирует панкреатит (в отличие от истинного соматического заболевания, объективные отклонения по данным лабораторных анализов здесь незначительны или отсутствуют вообще). Человек при этом как бы «не переваривает» жизненную ситуацию.

Проявления со стороны сердечно-сосудистой системы

 1. Скачки артериального давления (обычно его повышение, реже понижение).

 2.   Сердцебиение или перебои сердца (аритмии). Во многих случаях психогенные нарушения ритма сердца становятся результатом «всплывания» подсознательного материала, который вытесняется бдительной «цензурой». Так как подобное негативное подсознательное не осознается, то остается только доступное для осознавания телесное отражение эмоций в виде изменения сердечного ритма. Соответственно на сознательном уровне возникающая вспышка тревоги или гнева представляется беспричинной, отсюда и тягостное ее переживание (интуитивно понимание «второго плана» или «двойного дна» подобных эмоциональных состояний).

Проявления со стороны пищеварительной системы

1. Нарушение аппетита.  

2. Нарушение глотания

3. Приступы психогенной (тошноты) рвоты 

Проявления со стороны дыхательной системы

1. Одышка, не связанная с болезнями органов дыхания и проявляющаяся как чувство неудовлетворенности вдохом, сопровождающееся желанием вдохнуть поглубже. Регрессионный механизм следующий – подавляемая реакция детского плача (ребенок пытается остановить плач за счет частых глубоких вдохов с коротким выдохом).

2. Ощущение комка в горле на фоне затрудненного дыхания. Сюда же можно присоединить спазм мышц, управляющих голосовыми связками, что приводит к нарушению голосообразования («перехватило голос»). Подобные проблемы могут возникать в моменты ответственных публичных выступлений. Затяжной стресс может приводить к развитию расстройств по типу хронического ларингита, сопровождающего постоянным нервным покашливанием. Регрессионный механизм – подавленная речь в детском возрасте на фоне строгих окриков родителей, запрещающих ребенку словесное выражение своего мнения и своих эмоций.

Все эти телесные расстройства представляют собой патологические эквиваленты психофизиологической адаптации. Иными словами эквивалент неотреагированных эмоций – суррогатную, неадаптивную форму эмоциональной разрядки. Именно поэтому эффективным способом борьбы с ними являются телесно-ориентированные методы эмоционального самораскрытия, саморегуляции и самоконтроля.

Патопсихологическая диагностика творческой деятельности детей, больных шизофренией

Изучение детского творчества всегда находилось в поле зрения психологов, педагогов, дефектологов и психоневрологов. Творческая деятельность маленького человека является уникальным диагностическим инструментом, позволяющим проникнуть в мир внутренних переживаний ребенка. Особенный интерес для изучения представляет собой изобразительная деятельность детей больных шизофренией. Исследование их художественно-графической продукции позволяет определить не только степень выраженности эмоциональных и личностных расстройств ребенка, но и исследовать структуру дефекта мышления, выявить патологические особенности его развития, а также разработать методы и приемы лечебно-коррекционной работы с больными детьми в соответствии с клинической картиной их заболевания.

Психосоматические расстройства у детей и подростков

Наиболее часто негативное реагирование отмечается в первые месяцы жизни, так как ребенок рождается с одной отрицательной эмоцией неудовольствия (Дембовский Я., Изард С.) и лишь со второго месяца жизни ребенок способен положительно реагировать на окружающее. Многие исследователи подчеркивают роль матери в становлении положительных эмоций и возникновении отрицательных при нарушениях системы мать – дитя. Таким образом, глубокая тревога, как и тревога, связанная со специфическими физиологическими функциями, ведущая позднее к дисфункции, имеет основу в раннем взаимодействии между матерью и ребенком.

Материалы, опубликованные автором, Березина Марианна Вольдемаровна и охраняются законом РФ об авторском праве. Любое их использование возможно только с согласия авторов.

 

Меню

Главная

Консультация психотерапевта

Многопрофильная психологическая помощь

Психотерапия растройств

ДАО женщины

Семья и ребёнок

Статьи психолога Березиной М. В.

 

 

 

 

Карта сайта

Познание собственного "Я"

Теории выдающихся психологов

Психология народов

Поэтапная психология

Консультация психотерапевта

 

 

 

 

 

 




Реклама:

 Сценические костюмы;
О здоровом питании
Забор из профнастила
Визовая поддержка;
Загородная недвижимость