Эмоционально-личностные расстройства (психопатии) и патохарактерологические проявления выраженных акцентуаций в подростковом возрасте
Причины возникновения невроза у детей и подростков Причины подрастковой дезаптации Понятие акцентуации было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция акцентуированных личностей основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию, и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» (Личко А.Е., 1983). При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую, предложил Личко, выглядит следующим образом: 1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. 2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей или неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. 4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности. 5. Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со взрослыми предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации в кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту. 6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Очень тревожны. 7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. 8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем возрасте. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, агрессивность, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угрожать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими. 9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособным, стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско. 10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем тревожны. 11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он, ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже, ни одно. Могут быть тревожны. В психологической литературе психопатия описывается как патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Психопатии проявляются в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает сама личность и окружающие. Очевидно, что одним из главных признаков психопатии здесь становится социальная дезадаптация. Впрочем, на это указывал и отечественный психиатр П.Б.Ганнушкин: психопатии – это такие аномалии характера, которые мешают приспособиться к окружающей среде, эти аномалии характера определяют весь облик индивида и в течение жизни «не подвергаются каким-либо изменениям». Социальная дезадаптация – это один из важнейших признаков психопатий, заключающийся в неспособности активного приспособления индивида к условиям социальной среды, в результате чего у человека постоянно возникают жизненные трудности, преодоление которых либо невозможно, либо сопряжено с большим нервно-психическим напряжением и моральными издержками. Отечественный психиатр Александр Евгеньевич Личко описал и проанализировал основные виды психопатических нарушений поведения подростков. «Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание». Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся, ригидных и дезадаптивных личностных черт, обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим, снижение социального приспособления и, как правило, субъективный дистресс. Учеными было выявлено, что эмоционально-личностные расстройства возникают в детском и подростковом возрасте. Однако возникнув, расстройства личности продолжаются весь период взрослой жизни человека, проявляясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в мышлении и стиле межличностного общения. Такие личности не в состоянии реально воспринимать себя, окружающих, устанавливать с ними эмпатические отношения. Наиболее часто у подростков встречаются такие эмоционально-личностные расстройства, как: шизоидное расстройство личности, гиперкинетическое расстройство личности и расстройства социального поведения. Шизоидные психопаты характеризуются эмоциональной холодностью, и неспособностью выражать теплые чувства и привязанность, скрытностью, патологической замкнутостью, неспособностью переживать наслаждение, сниженным интересом к сексуальному общению, оторванностью от реальности, погружению в свой собственный мир, замкнутостью и необщительностью. Такие необычные черты характера проявляются у шизоидных психопатов уже в 3-4 года. Эти дети не любят шумных забав и подвижных игр, предпочитают тихие, уединенные занятия. В подростковом возрасте замкнутость, холодность, отгороженность от других бросается в глаза. Шизоидные психопаты всегда держатся в стороне от сверстников. Одиночество не тяготит такого подростка, к обычным развлечениям своих сверстников они относятся с пренебрежением. Больше всего шизоида интересуют книги, настольные игры, конструирование, рисование, лепка из пластилина и т.д. Признаки гиперкинетического расстройства личности проявляются в детском и подростковом возрасте. С грудного возраста мало спят, обнаруживая чрезмерную чувствительность. Со стороны признаки гиперкинеза могут казаться привычным проявлением детской активности. Но внимательное наблюдение показывает, что двигательная активность у этого ребенка повышена даже во сне. Больные данным расстройством лишены нормальной осторожности и безрассудны в опасных ситуациях. Агрессивность и элементы диссоциального поведения обнаруживаются у 70-75% детей. В подростковом может нормализоваться, однако внимание и импульсивность еще сохраняются. В этом возрасте выявляются трудности в обучении при заниженной самооценке и недостаточной социальной адаптации. Нередки случаи конфликта с законом, могут происходить и попытки суицида. У 25% таких больных уже во взрослом возрасте развивается диссоциальное расстройство личности. Характерными чертами подростков с расстройством социального поведения являются эгоцентризм в сочетании с низкой самооценкой, позволяющей играть роль «крутого парня», низкий уровень культуры и навыков общения, настороженность и враждебность, поиск примитивных удовольствий и развлечений, агрессивность и сексуальная расторможенность. Асоциальное поведение проявляется преимущественно вне дома в антисоциальной среде. Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликтов с законом, правонарушения становятся более серьезными. |
|