РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
В РОССИИ История становления отечественной
психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых
упоминались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не
указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на
стажировку в лучшие европейские
лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение
нескольких месяцев после появления
на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий публиковались и в
журналах, например в «Вестнике Европы». Причиной же для отдельного рассмотрения
российской психологии было стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по
сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее
своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и
временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской
науки. Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии,
осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики
развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в
России социальной, ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из
двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова) была выбрана программа
построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная
Сеченовым. Идеологический кризис в российском
обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный
период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее
методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода,
ориентированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его последователей.
Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная)
психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории
Вундта в Лейпциге. Следующим важным моментом стало
зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В
многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло
отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение
важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время
доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до
начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были
связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета). Однако уже к середине 30-х годов ситуация
в науке и обществе резко изменилась,
усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не
только философской психологии, но и
педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те,
которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло
серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно
развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология
постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако
отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура,
отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы
сказывались на творчестве отечественных ученых. Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в
30-е годы (школы Бехтерева), активным поиском новых путей развития, новыми
исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной
и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие
отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические
работы А. Р.Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского),
получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми
материалами. Российские же психологи в попытке
наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинают широко
внедрять Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имели и отрицательные последствия,
связанные с утерей своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей
методологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами
Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать
полученные результаты. Однако к концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная, как уже
говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской Науке. Поэтому в последние годы
вновь начинает появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не
механически соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логику
научного поиска. Анализ факторов,
определивших динамику становления и развития
российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного
познания и социальная ситуация, т. е. те факторы о которых говорилось в главе. Раскрывая их содержание, необходимо
подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма и поиски объективного метода исследования психики были свойственны
не только российской, но и зарубежной психологии в тот период, т. е. логика
развития науки была единой для мировой психологии. Некоторые различия были
связаны с большей популярностью естествознания и медицины в России, что
обеспечило расцвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным
открытиям, сделанным отечественными учеными. Гораздо сильнее
различались те социальные условия, в которых формировались научные школы в разных странах. В предыдущих главах уже говорилось о роли социальной ситуации
в становлении немецкой, французской, американской психологии.
Значительное влияние оказала она и на российскую науку. При этом особенно
важными стали такие параметры социальной ситуации, как ментальность, идеология интеллигенции, особенности
реформ, проходивших в российском обществе. Влияние социокультурной ситуации в России
в середине XIX в. на процесс формирования
отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявилось и в
том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской
науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности.
Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше,
какой путь соответствует русскому
характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы проходили не гладко,
они тормозились в разных слоях общества по разным причинам, поэтому для того,
чтобы продолжать движение вперед, необходимо было понять причины
пробуксовки реформ. Таким образом,
кардинальные социальные изменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные
особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих
положительных и отрицательных качеств. До середины XIX в. проблема осознания своих национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в
котором существовало скорее не национальное самосознание, а
национальное] самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосознанным,
оно связывалось с единством языка, территории и религии, при этом не вставал
вопрос о том, как это единство отражает на характере, психологических
особенностях народа. Научный интерес к проблеме национального самосознания
начал пробуждаться в «уваровскую эпоху», когда народность была провозглашена
официальным правительственным курсом. Однако именно в 60-х годах начало
осознаваться и осмысливаться смутное переживание своей самобытности, причем в связи с тем, что процесс реформирования затрагивал практически все общественные
группы; стремление к самопознанию, описанию своих национальных
психологических качеств проявлялось во всех слоях общества. Это был тот редкий
случай, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не
всеми в достаточной мере осознается. Важным фактором, оказавшим влияние на
российскую психологию, была и идеология отечественной интеллигенции, о чем
упоминалось выше, так как становление психологических школ происходило внутри
этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новых
психологических теорий. Российская
интеллигенция, которая не имеет аналогов в Европе ни по своему мироощущению, ни по
своей роли в развитии общества, при
своем возникновении была тесно связана с духовенством, которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало первой
интеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была правительственная,
так как обучение происходило по воле правительства и на благо государства. И только в середине XIX в. появилась собственно интеллигенция, научная и по
преимуществу университетская, которая не только не состояла на государственной
службе, но и сознательно противопоставляла себя государству. Несмотря на помощь, которую большая часть
интеллигенции оказывала реформам, по своему
настроению и по осознанию своей роли в этом процессе она оставалась
оппозиционной, что фатально сказалось не только на жизни общества, но и
на развитии науки, так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не
делая свои знания достоянием всего общества.
Эта замкнутость способствовала превращению некоторых идей в догмы,
породила неоднозначное отношение к народу, переживание своей оторванности от
него и желание его обучать и просвещать, так как сама интеллигенция не ощущала себя выразителем, носителем
творческого духа народа. При этом проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных для
отечественной науки, в отличие от европейской, где она практически не
рассматривается. Так как просвещение происходило в России
главным образом При помощи толстых журналов, становится ясной их
исключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось
все - от беллетристики и литературной критики до исторических и философских
трактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоров
финансового и политического состояния Европы
и России. Это же объясняет и тот факт, что русские Писатели, журналисты
и критики часто были и первыми философами, правоведами и психологами в России. Толстые журналы были не только
источниками информации, но и прямыми
руководителями жизни. При этом центром либеральной интеллигенции стал журнал
«Вестник Европы», с которым сотрудничали ведущие ученые и писатели того
времени - Тургенев, Толстой, Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров
и др. Под руководством известного ученого и публициста Стасюлевича этот журнал
превратился в литературно-политический сборник и стал одним из центров
культурной жизни Петербурга; он противопоставлял свою позицию газете
«Московские ведомости» под редакцией Каткова, который придерживался
охранительно-реакционного направления. Повлияли на процесс становления
психологии и особенности русской ментальности. Влияние менталитета на науку
происходит несколькими путями. Прежде всего это определенный стиль мышления,
язык, свойственный данной нации. Выбор темы и подход к ее исследованию во
многом определяются тем, что стремление к рациональному
поиску истины или к построению идеального общества задает разные точки
отсчета для науки, определяет взгляды на человека, его предназначение, на
ценности, которые он должен исповедовать. Поэтому возникновение и развитие
материализма и идеализма, рационализма или агностицизма, мистики связаны не только
с социальной обстановкой, историческим периодом, уровнем знаний, которые
диктуют моду на ту или иную теорию, но и с глубинными характеристиками данного
народа. Таким образом, можно выделить несколько
основных особенностей российской психологии, которые характеризуют ее состояние на всем пути развития. Идеологические
установки интеллигенции, развитие народничества привели к исследованию
взаимоотношений и ценностных установок
разных социальных групп, прежде всего власти, интеллигенции и народа.
Стремление к просвещению народных масс, а также тот факт, что развитие
психологии в России направлялось не
университетскими кафедрами, как на Западе, а общественной ситуацией,
способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать
теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в
реальной жизни. Отсутствие развитого гражданского общества, замкнутость
небольшого слоя образованных людей, занимавшихся научными исследованиями в
России, стали основой социальной ангажированности,
идеологизации науки. Универсализм и антропологизм (цент-рация на
человеке) отечественной науки также во многом являются следствием ее социально-исторического развития; это подтверждается
и тем фактом, что некоторые из перечисленных особенностей свойственны и
европейской науке. Влияние ментальности сказывается в том, что в
научной проблематике центральными вопросами являются этические (главным
образом проблемы свободы воли), а не познавательные, как в западной психологии.
Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии:
Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002. - 544с. |
|