ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ - часть 1.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Ошибки семейного воспитания

Готовимся к ЕГЭ - часть 1.

Готовимся к ЕГЭ - часть 2.

Рекомендации по психологической подготовке к Единому Государственному Экзамену.

Срывы на экзаменах являются достаточно распространенным явлением. И, к сожалению, от этого никто не застрахован! Тем не менее, наша задача помочь выпускникам в этот непростой период. Главная причина этих срывов кроется в отсутствии у детей адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации. А так же провоцируются различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной. Следующий тест позволяет выявить учащихся, нуждающихся в дополнительной психологической подготовке перед экзаменами. Экзаменационный стресс. Мини тест.

Прочитайте внимательно следующие утверждения. Подчеркните те, которые соответствуют вашему состоянию.

   1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки

   2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку

   3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку

   4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание

   5. Я, бывает, чувствую, что всё забыл

   6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником

   7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной

   8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией

   9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением

  10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю

  11. Меня тревожит мысль об экзамене, контрольной или необходимости отвечать у доски

  12. Перед занятиями или экзаменом у меня, непонятно почему, бывает внутренняя дрожь

Если получено больше 4 выборов, то это означает, что подверженность экзаменационному стрессу средняя и выше средней и ученику надо уделить больше внимания психологической подготовке к экзаменам.

Упражнения, которые подходят для ликвидации разных видов тревожности.

  А.

 1. Метод десенсибилизации. Вспомните ситуации, вызывающи е у вас состояние тревоги. Сделайте записи или рисунки по этой теме

2. Представьте мелодию, цвет, действие, ситуацию, вызывающие у вас состояние тревоги. Воспользуйтесь своими записями.

3. Представьте ситуацию на экзамене, уроке, вызывающую у вас тревогу

4. Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях, возникших у вас в момент тревоги

5. Сделайте несколько глубоких, спокойных вдоха и выдоха на счет 1,2,3,4 с задержкой дыхания. Повторить 2-3 раза

6. Представьте мелодию, цвет или ситуацию, вызывающую у вас чувство комфорта, расслабления или смеха

7. А теперь продумайте собственное поведение в ситуации п. 3

8. Вспомните своего любимого киногероя, владеющего уверенным поведением

9. Представьте себя таким героем

10. Подкрепите чувство уверенности в себе соответствующими представлениями мелодии, цвета, пейзажа

11. Попробуйте снова представить ситуацию, вызывающую у вас тревогу и с улыбкой сосредоточьтесь на своих ощущениях. Продолжая улыбаться, думайте о травмирующей вас ситуации (экзамене)

12. Сделайте глубокий вдох и выдох

13. Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь

Для достижения устойчивого эффекта необходимо провести около 10 тренировок.

Б.

Упражнение «Шкалирование чувств»

Цель: снижение тревоги

Задачи: работа с дисфункциональными мыслями, иррациональными установками.

Детям предлагается оценить свое состояние по 10 бальной шкале в разных случаях жизни. Выделить наиболее критические моменты. Провести сравнительный анализ тревожности в различных ситуациях. Вспомнить способы преодоления тревожности.

В.

Упражнение «Исследование угрожающих последствий (декатострофизация)»

Цель: снижение тревоги

Задачи: Выработка альтернативного поведения в стрессовых ситуациях. Помощь в формировании копинг-стратегий. Используются методы воображения и ответы на вопросы типа: «Что самое страшное может произойти?», «А если это произойдёт, что будет ужасно?»…

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОДИННАДЦАТОГО КЛАССА К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ЕГЭ

АНТИСТРЕССОВАЯ ПРОГРАММА

Тренинг уверенного поведения

Программа развития уверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 9, 11-х классов в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов ГИА, ЕГЭ и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.

Патогенные факторы школьной тревожности в старших классах:

   1. 1) неуверенность в себе в межличностных отношениях:

   2. 2) страх быть отвергнутым или высмеянным;

   3. 3) заниженная самооценка;

   4. 4) нерациональные убеждения;

   5. 5) отсутствие навыков выражения чувств.

   6. 6) отсутствие механизмов саморегуляции

Цели программы:

1. Отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам

2. Обучение школьников саморегуляции своего эмоционального состояния

3. Формированию навыков уверенного (ассертивного) поведения

4. Выработка адекватных стратегий поведения в стрессовых ситуациях

5. помощь школьникам в выработке модели управления своим поведением и деятельностью

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Формирование информационного пространства, позволяющего повысить компетентность учащихся в области своих психологических ресурсов. Коррекция нерациональных убеждений.

2. обучение учащихся приемам активного запоминания

3. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам

4. Формирование адекватной самооценки у учащихся

5. обучение школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.

Данный тренинг рассчитан на 5 занятий. Рекомендуется для проведения во внеучебное время специалистом (психологом) с учащимися 9, 11-х классов на добровольной основе.

Этапы проведения 1) Подготовительный (2 часа). 2) Основной (6 часов). 3) Заключительный (2 часа).

Тематический план:

Занятие 1. Подготовительное. Самопрезентация

Занятие 2. Коммуникативный тренинг. Межличностные отношения.

Занятие 3. Самопознание. Когнитивный тренинг

Занятие 4. Стресс. Техники саморегуляции

Занятие 5. Закрепление. Техники релаксации. Рефлексия

Содержание программы

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ Подготовительное. Самопрезентация

Цели занятия: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе. Задачи занятия: обучение приемам сопротивляемости стрессу, обучение приёмам активного запоминания

   1. Вступительное слово тренера - 15 мин (Мини лекция)

Тема: Особенности экзамена ЕГЭ. Его преимущества. Возможные трудности, возникающие при подготовке и на самом экзамене. Сравнительный анализ ЕГЭ и традиционного экзамена

2. ОБСУЖДЕНИЕ. Тема – уверенное поведение

Психология уверенного поведения. Что такое ассертивность? Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Уверенность – это способность человека быть твердым, честным и дружелюбным.

  3. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

  4. РАЗМИНКА

    * Снятие телесных напряжений. Релаксация.

    * Кинетические упражнения. Повторение ручных поз. Ритмические щелчки.

   5. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Цели: обучение работе с текстами, приемам запоминания.

Упражнение 1. Метод ключевых слов

Упражнение 2. Метод повторения И.А. Корсакова

 6. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. РЕЛАКСАЦИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

Упражнение 1. «Зажим»

Цель: снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния. Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

 7. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. ОБСУЖДЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Межличностные отношения. Коммуникативный тренинг уверенного поведения.

Цели занятия:

1. формирование коммуникативных навыков, развитие уверенности в себе. Снижение тревожности.

2. Тренировка внимания. Саморегуляция.

Учащиеся стоят в кругу, изображая циферблат часов. 12 участников – 12 часов. Один – ведущий. Каждый участник выражает определенным образом свое время (хлопок, кивок, звук и т.д.). Показания озвучиваются по двум стрелкам – большой и маленькой. Ведущий называет различные варианты показаний часов. Темп игры постепенно ускоряется.

3. Релаксация. Ритмические хлопки

4. Завершение занятия

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Самопознание. Когнитивный тренинг

   1. Мини лекция. Тревожность. Что это такое?

Тревожность - это эмоциональное состояние, проявляющееся как склонность человека к переживанию тревоги. Во время тревоги человек  ощущает  напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние, как правило, возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

Физиологические ощущения человека во время тревожности физиологически:

-усиление сердцебиения;

-учащение дыхания;

-увеличение минутного объема циркуляции крови;

-возрастание общей возбудимости;

-снижение порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

-напряжение;

-озабоченность;

-нервозность;

-чувство неопределенности;

-чувство грозящей опасности, неудачи;

-невозможность принять решения и др.

Тревожность проявляется:

- В беспомощности

- В неуверенности в себе

- В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка. Если обратиться с этой проблемой к психологу, то он поможет разобраться со своей самооценкой, поработать над преодолением внутренних конфликтов. Психолог поможет справляться с тревогой самостоятельно, как только она появляется. Есть специальные методы, которые человек может освоить самостоятельно и применять их довольно успешно.

 

Меню

Главная

Консультация психотерапевта

Многопрофильная психологическая помощь

Психотерапия растройств

ДАО женщины

Семья и ребёнок

Статьи психолога Березиной М. В.

 

 

 

 

Карта сайта

Познание собственного "Я"

Теории выдающихся психологов

Психология народов

Поэтапная психология

Консультация психотерапевта

 

 

 

 

 

 




Реклама:

 Оформление прав на недвижимость Москвы и Подмосковья
Литература о тхеквондо
Статьи от автора методики здорового питания
Пошив детской одежды в ателье Витея Ивантеевка;
Торговый развлекательный комплекс;