ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ - часть 2.
Упражнение 1. Шкалирование чувств Цель: снижение тревоги Задачи: работа с дисфункциональными мыслями, иррациональными установками Детям предлагается оценить свое состояние по 10 бальной шкале в разных случаях жизни. Выделить наиболее критические моменты. Провести сравнительный анализ тревожности в различных ситуациях. Вспомнить способы преодоления тревожности. Упражнение 2. Исследование угрожающих последствий (декатострофизация) Цель: снижение тревоги Задачи: Выработка альтернативного поведения в стрессовых ситуациях. Помощь в формировании копинг-стратегий. Используются методы воображения и ответы на вопросы типа: «Что самое страшное может произойти?», «А если это произойдёт, что будет ужасно?»… Упражнение 3. Разминка * Снятие телесных напряжений. Релаксация. * Кинетические упражнения. Повторение ручных поз. Ритмические щелчки. Упражнение 4. «Я – как сообщество» (Круг субличностей). Психодрама Цель: снижение тревоги, выявление внутреннего конфликта Задачи: формирование психологических защит, развитие «Я - Концепции». ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЁРТОЕ Стресс. Техники саморегуляции Мини лекция. Экзаменационный стресс. Мини тест. УПРАЖНЕНИЕ 1. Десенсибилизация Цель: снижение уровня тревожности Задачи: выработка и закрепление позитивных стереотипов поведения Погружение детей (после предварительной релаксации) в ситуацию вызывающую у них тревогу. * Представьте последовательно мелодию, цвет, пейзаж, вызывающие у вас состояние тревоги. Можно записать свое состояние. * Представьте ситуацию на экзамене, уроке, вызывающую у вас тревогу. * Опишите свое состояние в состоянии тревоги (пересохло горло, колотится сердце…) * Представьте, что вы в данный момент испытываете вышеперечисленные ощущения. * Изобразите свое состояние перед зеркалом, дурачась. * Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов * Представьте мелодию, цвет, пейзаж, вызывающий у вас чувство расслабления и комфорта. * Снова вспомните и продумайте стрессовую ситуацию и ваше состояние, описанное вами выше * Представьте себя своим любимым героем, уверенным и смелым. * Подкрепите чувство уверенности в себе соответствующими представлениями мелодии цвета, пейзажа * Попытайтесь теперь снова описать свои ощущения УПРАЖНЕНИЕ 2 Игра "Апельсин" Цель: снятие телесных напряжений, релаксация Ведущий. Участники в круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком. Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется пара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости - грудью. Как показывает практика, в круге остается несколько играющих. Они замечательно справляются с заданием. Для того чтобы ускорить игру, задание усложняется. Участникам необходимо передавать круглый предмет друг другу с закрытыми глазами и при этом не произносить звуков. Апельсин можно заменить клубком ниток. УПРАЖНЕНИЕ 3 ТРЕНИНГ НАВЫКОВ САМОИНСТРУКЦИИ Метод «СТОП-КРАН» Цель: выработка копинг стратегий, совладение со стрессом Детям предлагается представить картину вызывающую отрицательные эмоции, одновременно сфокусироваться на негативной мысли. Когда эта мысль появляется – поднять палец. На этот сигнал психолог говорит стоп и мысль исчезает. Затем детям предлагается попытаться самим научится управлять мыслью. Упражнение 4. Разминка. * Снятие телесных напряжений. Релаксация. * Кинетические упражнения. Повторение ручных поз. Ритмические щелчки. Упражнение 5. Завершение занятия. Рефлексия ЗАНЯТИЕ 5. Закрепление. Техники релаксации. Рефлексия Упражнение 1. Методика «Позитивный шаблон». Цель: выработать навык в работе по преодолению личных психологических трудностей и проблем с помощью позитивного мышления. Шаг1. «Постановка цели» Шаг 2 «Баланс решения» Шаг 3 «Прошлые успехи» Шаг 4. «Ресурсы по достижению» Шаг 5. «Шаги прогресса» Шаг 6. «День независимости» Упражнение 2. Релаксация. Использование позитивных образов. Упражнение 3. Разминка. * Снятие телесных напряжений. Релаксация. * Кинетические упражнения. Повторение ручных поз. Ритмические щелчки. Упражнение 4. Завершение занятия. Рефлексия Вопросы для обсуждения: - Узнали ли вы что-нибудь новое о себе? - Как вы себя чувствуете? - Вынесли ли вы что-то новое для себя? Литература: методические материалы (программы), используемые при составлении данной программы: 1. Гозунова Л.Н. Материалы для педагогов-психологов СОШ по психологической помощи и поддержке учащихся и родителей при подготовке и сдаче ЕГЭ 2. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб 2006 3. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб 2007 4. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Хрящевой И.Ю. - СПб 2002 5. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М, 2005 |
|