ПСИХОЛОГИЯ  В  ЭПОХУ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психоло­гией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в пери­од становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, ко­торая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрож­дения) важнейших принципов античной науки, отхода от догма­тизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследо­вания психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окон­чательно сформулированный уже в Новое время.

XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение гео­графических понятий также не могли не сказаться на общем ми­ровоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне (круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей рабо­те Бернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество ес­тествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющих­ся источником энергии для разных форм развития. В качестве ос­новных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щ расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образова­ния, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосо­хранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положи­тельных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуа­ции с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с поло­жениями последующих психологических концепций, доказываю­щих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Теле­зио в то время была прорывом к новым объяснительным принци­пам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно-научный подход к ис­следованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). Х.Вивес получил образование в Англии, долгое время работал в Англии, Голландии и Германии, поддерживая дружеские отношения со многими европейски-! ми учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и други­ми. В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал но­вый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построе­ния понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэн­сисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к об­щему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат зако­ны ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассо­циация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие мате­риал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор ной стороной душевной деятельности важное значение придава­лось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного пережи­вания является не его сдерживание или подавление разумом, а вы­теснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

Не меньше значение для психологии имела и книга другого из­вестного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Иссле­дование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индиви­дуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследова­нием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1.    Какими качествами обладает та природа, которая делает че­ловека способным к одной науке и неспособным к другой?

2.    Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3.    Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4.   По каким признакам можно узнать соответствующее даро­вание?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элемен­тов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятель­ности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фанта­зия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определен­ным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способ­ностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологиче­ский анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются боль­шие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние при­знаки, по которым можно было бы различать качества мозга, оп­ределяющие характер дарования. И хотя его собственные наблю­дения о соответствиях между телесными признаками и способно­стями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких при­знаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал по­следующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его при­родному дарованию, государю следовало бы выделить уполномо­ченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каж­дого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».

* * *

Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем наибольшие гонения на знания и на систему научных доказа­тельств происходили в период ослабления власти церкви, кото­рая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как ис­точник (или препятствие) для достижения определенных целей.

Среди важнейших исследований, которые проводились в это время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеж­дения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз.

В период Возрождения, напротив, психологические исследова­ния возвратились к проблемам, которые были подняты в антич­ности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способно­сти строить объективную картину мира, осознавав его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.

 

Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 544с.

 

Меню

Главная

Психология античности

Психология средневековья

Психология в эпоху возрождения

Психология нового времени

Контакты

 

 

 

 

Карта сайта

Познание собственного "Я"

Теории выдающихся психологов

Психология народов

Поэтапная психология

Консультация психотерапевта

 

 

 

 

 

 




Реклама:

 Торговый и развлекательный комплекс;
Питаемся правильно;
Зарубежная недвижимость
Товары для обустройства кровли;
Школьная форма