ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ
ВОЗРОЖДЕНИЯ В
какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху
Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной
психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть
сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что
период Возрождения был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших
принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее
оптимального научного исследования
психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о
сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время. XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде
всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация,
изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки,
расширение географических понятий также не могли не сказаться на общем мировоззрении
и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были
сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике,
физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и
общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н.
Макиавелли). В
меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы
духовной жизни во многом оставались еще вне (круга
научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того
времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением
познания была ведущей в то время. Новую
трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио (1509-1588).
Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал
первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать
природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих
силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В
качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щ расширению
и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном
проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных
сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио также считал, что главной целью природы является
сохранение достигнутого
состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые
появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того
времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики,
а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях
проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая
самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Сопоставив
эти взгляды Телезио с положениями последующих психологических концепций,
доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть
их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в
поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких
объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция
Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим
психологию объективной наукой. О необходимости
развивать естественно-научный подход к исследованиям психики писал и известный
испанский ученый Хуан Луис (Людовик)
Вивес (1492-1540). Х.Вивес получил образование в Англии, долгое время
работал в Англии, Голландии и Германии, поддерживая дружеские отношения со
многими европейски-! ми учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и
другими. В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к
психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного
опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения
чувственных данных - индукцию. Хотя
операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально
разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и
обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого
перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он
взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу
памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для
всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор ной стороной душевной
деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из
первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного
переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение
другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для
разработки педагогической концепции Я. Коменского. Не
меньше значение для психологии имела и книга другого известного испанского психолога - Хуана
Уарте (1530-1592) «Исследование
способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая
в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях
с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым
исследованием по дифференциальной психологии,
в качестве основных было поставлено четыре вопроса: 1.
Какими
качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной
науке и неспособным к другой? 2.
Какие
виды дарования имеются в человеческом роде? 3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности? 4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование? Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех
элементов в организме
(темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция,
военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих
дарований. Основными
способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая
из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в
которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства,
X. Уарте оценивал
их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило
мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста,
теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению,
бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие
индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании
способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания. Уарте
считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было
бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его
собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями
очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость
волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и
внешним была, как показал последующий путь
дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации
профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не
ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному
дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей
великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования еще в нежном
возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область
знания, которая ему подходит». * * * Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху
Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по
своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения
церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка
времени, причем наибольшие гонения на знания и на систему научных доказательств
происходили в период ослабления власти церкви, которая, как
правило, рассматривала науку не саму по себе, но как источник (или
препятствие) для достижения определенных целей. Среди важнейших исследований, которые проводились в это
время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими
мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные с
изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей.
Обращают на себя внимание и работы, которые позднее были названы
психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям,
испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз. В период Возрождения, напротив, психологические
исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это
связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени
(а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к
изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить
объективную картину мира, осознавав его как целое. Этот интерес
стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.
Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии:
Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002. - 544с. |
|